С нами будет урожай!
г. Алматы, пр. Рыскулова, 70
Заказать звонок

Вал отбора мощности тракторов МТЗ: энергию — в правильное русло

23 июня 2022

В тракторах МТЗ обязательно есть важный узел, позволяющий использовать разнообразное навесное и прицепное оборудование — вал отбора мощности (ВОМ). О том, зачем нужен этот узел, какие типы ВОМ бывают, как они устроены и как работают, а также об их техническом обслуживании и ремонте читайте в статье.

Назначение и типы ВОМ, используемых на МТЗ

Вал отбора мощности (ВОМ) — механизм трансмиссии, посредством которого осуществляется отбор крутящего момента от силового агрегата с последующей его передачей на внешний механизм. С помощью ВОМ осуществляется привод навесных и прицепных машин, а также и автономных агрегатов различного назначения. Именно наличие вала отбора мощности делает трактор по-настоящему универсальной машиной, которую можно эффективно применять в самых разных сферах.

Тракторы Минского завода обязательно оснащаются ВОМ, причем по месту установки эти агрегаты делятся на передние, боковые и задние. Самое широкое распространение имеют валы с задним расположением, так как это позволяет эксплуатировать с трактором разное навесное и прицепное оборудование. Боковое и переднее расположение ВОМ встречается значительно реже.

На МТЗ используются комбинированные ВОМ, имеющие два типа привода:

- Синхронный — в этом режиме угловая скорость вала прямо пропорциональна скорости движения машины. Это достигается подключением ВОМ непосредственно к КПП;
- Независимый — в этом режиме угловая скорость вала зависит только от частоты вращения коленчатого вала дизеля. Это достигается подключением ВОМ к маховику двигателя в обход КПП.

В первом случае хвостовик ВОМ вращается со скоростью 3½ оборота на метр пройденного данным трактором расстояния. Во втором случае вал вращается с фиксированной частотой 540/545 или 1000 об/мин при частоте вращения коленвала дизеля 2100 об/мин.

ВОМ всех агрегатов МТЗ принципиально одинаковы и в целом имеют не слишком сложную конструкцию.

Общее устройство ВОМ и его место в трансмиссии

Вал отбора мощности любого трактора МТЗ состоит из следующих механизмов и агрегатов:

  • Планетарный редуктор управления — это собственно и есть вал;
  • Переключатель для выбора типа привода;
  • Редуктор для переключения скоростей независимого привода (2-х ступенчатый на 540/545 и 1000 об/мин).

Планетарный редуктор — основная часть ВОМ, именно из редуктора выходит шлицевой хвостовик, к которому подключается оборудование и механизмы. В случае заднего расположения ВОМ редуктор располагается непосредственно в корпусе заднего моста. Передний ВОМ выполняется в виде отдельного агрегата, располагаемого в передней части трактора, но он имеет такой же привод, как и задний. В боковом ВОМ планетарного редуктора нет, обычно это несложный редуктор, который монтируется в левой части КПП и имеет привод от ее шестерен.

Переключатель, обеспечивающий выбор типа привода вала, включает в себя зубчато-кулачковую муфту, расположенную на ведущем валу планетарного механизма, и рычаг, передвигающий муфту по данному валу. Рычаг выходит в пол кабины, он может устанавливаться в три положения — нейтральное, синхронный привод и независимый привод. Муфта удерживается в выбранном положении с помощью пружинного фиксатора.

Редуктор для переключения скоростей независимого привода ВОМ монтируется непосредственно в корпусе сцепления трактора, он построен на двух парах шестерен и муфты переключения скоростей. Выбор скорости вращения вала отбора мощности осуществляется поводком, который перемещает зубчатую муфту в то или иное положение. Поводок располагается на корпусе КПП, поэтому переключение скоростей вращения ВОМ непосредственно из кабины невозможно.

Ключевым механизмов ВОМ является планетарный редуктор, о котором следует рассказать подробнее.

Конструкция и работа планетарного редуктора ВОМ тракторов МТЗ

Планетарный редуктор ВОМ решает две задачи:

- Изменяет крутящий момент — имеет передаточное число 1,47. Это обеспечивает достижения нужной частоты вращения вала на оптимальных режимах работы двигателя;
- Обеспечивает управление ВОМ — попросту говоря, его включение и выключение.

Планетарный редуктор имеет несложное устройство. Его основу составляет водило, на ступице которого подвижно (на втулке из бронзы, которая играет роль подшипника скольжения) устанавливается солнечная шестерня. На втулках, запрессованных в водило, монтируется три сателлита. Водило имеет жесткое шлицевое соединение с валом, от хвостовика которого осуществляется отбор мощности. Водило охватывает коронная шестерня, соединенная с сателлитами, в передней части этой шестерни располагается вал привода планетарного механизма, на нем располагается муфта переключения типа привода.

В редукторе предусмотрен механизм управления, который состоит из двух тормозных барабанов и тормозных лент, а также и механизма регулировки и привода лент. Один барабан жестко связан с водилом редуктора, второй — с солнечной шестерней. Оба барабана охвачены тормозными лентами, один конец которых жестко зафиксирован на предусмотренной для этого оси, а второй может перемещаться, блокируя или освобождая барабаны.

Свободные концы лент соединены с вертикальными тягами (они же выполняют роль регулировочных винтов), которые, в свою очередь, соединены с валиком управления. Этот валик с помощью рычага и механизма усиления (стакан с пружиной) может поворачивается, в результате чего одна тяга всегда поднимается, а другая опускается — это похоже на действие качелей. При поднятии тяги связанная с ней лента затягивается и блокирует барабан, при опускании — лента освобождает барабан.

Работает механизм следующим образом. При необходимости включить вал рычаг устанавливается в заднее положение («Вкл.»), это затягивает тормозную ленту на барабане солнечной шестерни и одновременно освобождает ленту на барабане водила. В такой конфигурации при вращении коронной шестерни сателлиты прокатываются по заблокированной солнечной шестерне, в результате вращается водило и связанный с ним вал.

При необходимости выключить ВОМ рычаг переводится вперед, в результате тормозной барабан водила блокируется лентой, а барабан солнечной шестерни освобождается. При такой конфигурации крутящий момент от коронной шестерни посредством сателлитов передается на солнечную шестерню, она свободно вращается и не совершает никакой работы.

Особо отметим, что на ВОМ может устанавливаться два типа сменных хвостовиков:

- На 8 шлицев — для работы с агрегатами со скоростью вращения вала 540–545 об/мин;
- На 21 шлиц — для работы с агрегатами со скоростью вращения вала 1000 об/мин.

Хвостовик устанавливается на вал в зависимости от типа агрегатируемого оборудования, его фиксация осуществляется специальным стопорным кольцом.

Вопросы эксплуатации, ТО и регулировок механизма

При эксплуатации вала необходимо соблюдать ряд простых правил:

- Независимый привод включается на запущенном двигателе при минимальных оборотах;
- Синхронный привод включается на запущенном двигателе на включенной скорости и после включения сцепления (причем оно должно включаться плавно);
- Если ВОМ не используется вовсе, то рычаг управления типа привода должен устанавливаться на нейтраль, а поводок редуктора независимого привода переводится на 545 об/мин.

ВОМ МТЗ обладает надежной конструкцией, так что он не нуждается в специальном ТО. Располагаясь в картере заднего моста, механизм вала обеспечивается смазкой трансмиссионным маслом, а значит не нуждается в специальной смазке. Однако обслуживания и периодических регулировок требует механизм управления работой вала. Его ТО сводится к проверке резьбовых соединений и состояния деталей (на предмет их деформаций, трещин и т.д.).

А о необходимости регулировок говорит несколько признаков:

- Рычаг управления ВОМ в положении «Выкл.» упирается в пол кабины трактора;
- Рычаг управления ВОМ имеет увеличенный ход;
- Для перевода рычага управления ВОМ требуется прилагать повышенное усилие.

Порядок регулировки механизма управления подробно прописан в соответствующей инструкции, причем эта работа в разных моделях тракторов имеет свои особенности, так что здесь мы рассматривать этот вопрос не будем. Однако следует обратить внимание, что откладывать регулировку ни в коем случае нельзя, так как неправильная работа механизма управления может привести к аварийной пробуксовке ВОМ и другим серьезным проблемам.

С течением времени детали ВОМ изнашиваются, что проявляется повышением уровня шума при работе вала, а также ухудшением его работы, прерывистой работой и т.д. Наиболее часто проблемы связаны с поломкой зубцов шестерен, поломкой подшипников и износом тормозных лент. В любом случае планетарный редуктор ВОМ снимается с трактора, разбирается и дефектуется. Ленты толщиной менее 2,5 мм, шестерни с поврежденными зубцами, неисправные подшипники и другие детали заменяются. После установки отремонтированного ВОМ производится регулировка его механизма управления, а также обкатка трансмиссии трактора.

При регулярном обслуживании, правильной эксплуатации и своевременном ремонте ВОМ трактора МТЗ будет работать надежно и качественно, обеспечивая выполнение самой сложной работы.

 

Источник: autoopt.ru


Вернуться на уровень выше
Связаться с менеджером

Введите свой номер телефона
и мы перезвоним Вам!